Тарифы на вывоз ТКО в Москве

Регулирование тарифов по обращению с ТКО в Москве ведётся в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 24.9. 89-ФЗ в ред. от 26.12 2024 г). На основании вступившего в силу Приказа Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 20.12.2024 г. № ДПР-ТР-386/24 «О корректировке на 2025 год установленных долгосрочных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами…».
При определении суммы учитывался единый тариф регоператора 846,43 за 1м3, установленный ДЭПиР от 20.12.2024 №ДПР-ТР-386/24 и среднегодовые нормы накопления ТКО для индивидуальных домовладений = 0,104 м3 на 1м2. Плата за обращение с ТКО, согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, включается в состав платежа за коммунальные услуги и начисляется с учётом числа проживающих в квартире лиц или площади жилья.
Цены на вывоз ТКО в ООО «МСК»:
Объём отходов |
До 3-го транспортного кольца |
Внутри 3-го транспортного кольца |
Внутри Садового кольца |
8 м3 |
От 8 000 |
От 8 300 |
От 8 600 |
20-27 м3 |
От 21 000 |
От 21 500 |
От 22 000 |
32-38 м3 |
От 26 000 |
От 26 500 |
От 27 000 |
Вы можете заказать услугу связавшись с оператором по телефонам: +7 (495) 532-55-77; +7 (926) 532-55-77; +7 (985) 532-55-77 или отправив запрос на почту: musor-msk@yandex.ru и мы перезвоним Вам.
Как строилась политика тарифов по обращению с ТКО
Решение о необходимости мусорной реформы назревало давно и вот, 29.12.2014 Госдумой РФ был принят ФЗ № 458-ФЗ, согласно которому в каждом субъекте РФ органы власти обязаны были утвердить региональную программу и выбрать оператора по обращению с ТКО. Порядок установления нормативов в части обращения с отходами был отражён в ПП РФ от 04.04.2016 № 269, а расчётов — в Правилах № 354.
Реформирование продвигалось не так быстро, как планировалось. Было много вопросов и нестыковок, касающихся тарифов, логистики и лицензирования. В августе 2023 г. Кабинетом Министров были утверждены новые Правила № 1390 (заменившие ПП РФ № 269) в которых прописывались нормативы в сфере обращения с ТКО (пп. «а» п. 8 Правил № 1390).
Согласно данному документу, нормативы определяются:
- Для жителей МКД и частных домов — методом измерения количества отходов, вывезенных за определённый период (разд. II ПП РФ № 1390).
- Для иных категорий потребителей — методом измерения количества отходов или сравнительного анализа, в основе которого лежат расчётные данные о среднем объёме вывезенного мусора по субъектам (разд. III ПП РФ № 1390).
Регламент наделяет полномочиями местные власти в регионах (ПП № 857 и ч II Правил № 1390), разрешая им автономно выбирать способ расчёта оплаты за вывоз ТКО исходя из количества проживающих или из площади жилого помещения.
Многие собственники не согласились с такой постановкой вопроса, утверждая, что мусор «образуют не квадратные метры», а люди и что начисления по площади жилья, незаконны. В суды посыпались иски от недовольных граждан. Так, пенсионерка Свищёва НС, одиноко проживающая в частном доме района Сокол (Москва), не согласилась с суммой, указанной в платёжке. Она полгода подсчитывала накапливаемый ею мусор и пришла к выводу, что его объём в 13 раз меньше предъявляемого оператором.
Женщина решила, что для неё это крайне чувствительная сумма и подала иск в суд. В заявлении она изложила умозаключения, что её не устраивает одинаковый подход к определению нормативов (он якобы должен соответствовать индивидуальным расходам граждан), а площадь её дома не имеет никакого отношения к накоплению ТКО.
Суд не поддержал доводы гражданки Свищёвой НС, сославшись на утверждённые министерством ЖКХ Московской области нормативы накопления ТКО для ИЖД (индивидуальных жилых домов), где расчёт производится с учётом размера жилплощади и 1 проживающего. В год она должна заплатить за 17,2 м3 ТКО. Подобных исков в суды разных инстанций в субъектах РФ поступает немало.
Другой пример: собственник квартиры МН Лукьянов отказывался оплачивать услуги по вывозу ТКО в МКД Москвы, поскольку большую часть времени проживает на даче, где и заключил централизованный договор со специализированной компанией. Оплата ЖКУ в СНТ производится за счёт членских взносов. Лукьянов МН подал исковое заявление в суд, в котором изложил свою позицию, но суд встал на сторону регионального оператора и мужчину обязали оплатить задолженность по услугам по вывозу ТКО и пени за просрочку, поскольку тот не предоставил документы, подтверждающие период его отсутствия.
Практика показывает, что в большинстве случаев споры разрешаются не в пользу заявителей, поскольку ст. 7 Конституции России, а конкретно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, ст. ст. 1, 3, 24.10 № 89-ФЗ не нарушается. В ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, сказано, что собственники жилья обязаны оплачивать услугу по обращению с ТКО даже если в доме постоянно/временно никто не проживает. Исключение составляют обстоятельства, когда человек написал заявление с просьбой о перерасчёте стоимости услуг за период его отсутствия (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ и п.148.36 ПП РФ от 06.05. 2011 № 354). Например, он находился в командировке более 5 суток и может предоставить справку с места пребывания (билеты или иные документы, подтверждающие факт поездки). Также перерасчёт возможен, если кто-то из членов семьи, зарегистрированных по конкретному адресу, работает или учится в другом городе. Опять же нужно предоставить подтверждающие справки (выписки).
Потребители услуг должны знать, что нормы накопления отходов в жилых помещениях устанавливает уполномоченный орган. Власти на местах вправе принять и изменить решение о применении порядка расчёта оплаты за услугу по обращению с ТКО исходя из количества проживающих или из площади квартиры.
Собственники нежилых помещений в МКД имеют право заключить договор на вывоз ТКО через доверенных лиц. Размер платежа за оказанные услуги по вывозу ТКО из нежилых помещений исчисляется в соответствии с формулой 9 (5) приложения №2 Правил.
Структура тарифа за обращение с ТКО
Тарифы за обращение с ТКО складываются из нескольких составляющих:
- Транспортирование. Машины не работают без топлива. Они также требуют обслуживания и обновления базы. На транспортировку отводится до 68,9%.
- Заключение договоров с образователями мусора, банками и операторами по обращению с ТКО. На банковские гарантии отводится до 6,3%.
- Захоронение отходов. Содержание полигонов – достаточно дорогостоящая статья бюджета. На захоронение уходит до 19,4% от общего объёма тарифа.
- Обработка ТКО. Перед мусорной реформой ставилась задача – перерабатывать до 90% всего мусора. На достижение цели в тарифе заложено 4,1%.
- Приобретение и содержание контейнеров – 1%.
- Прибыль регоператора – 0,3%.
Кому положены льготы по обращению с ТКО в Москве
Есть утверждённый список отдельных категорий граждан, имеющих право на 100 % скидки по «обращению с ТКО». В него входят:
- Ветераны ВОВ.
- Инвалиды боевых действий и приравненные к ним лица.
- Одинокие пенсионеры, имеющие звание «Ветеран труда» (есть ограничения).
- Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы и ряд др. категорий.
- Право на 50% скидку имеют:
- Участники ВОВ.
- Лица, пострадавшие при ликвидации радиационного заражения на Чернобыльской АЭС.
- Семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
- Члены семей участников боевых действий.
- Труженики тыла в ВОВ и лица, награждённые медалью «За оборону Москвы».
- Многодетные семьи, имеющие 10 и более детей в возрасте до 16 лет.
- Граждане, признанные пострадавшими в результате необоснованных политических репрессий.
- Горожане, прописанные в столице и имеющие звание «Ветеран труда».
Для получения перерасчёта граждане должны обратиться в местные органы соцзащиты.
Если квартира сдаётся, кто отвечает за вывоз мусора, съёмщик или собственник помещения?
Съёмщики и владельцы квартир часто спорят: кто должен оплачивать вывоз мусора? Соглашение с региональным оператором от имени жильцов в МКД заключает УК (или ТСЖ) и добавляет услугу отдельной строкой в квитанцию. Платёжка приходит адресату. Если в договоре между владельцем и съёмщиком указано, что оплата коммунальных услуг ложится на плечи второго, он обязан выполнять условия договора. Поскольку образователь мусора съёмщик, то и заботы по его вывозу лежат на нём. Если в договоре обозначена сумма сдачи квартиры с учётом коммунальных услуг, оплатить вывоз ТКО обязан собственник жилья.
Что касается нежилых помещений, здесь чаще всего договор на вывоз отходов заключает арендатор (ч.4 ст. 254.7 Закона № 89-ФЗ) и за содержание арендованного имущества тоже отвечает он (ч.2 ст. 616 ГК РФ). Для этого арендатор должен подать заявку лицензированному региональному оператору, сообщить адрес, размер помещения, тип отходов и оплатить услугу согласно выставленному регоператором счёту. До тех пор, пока мусор не вывезен, его хранение в соответствии с требованиями СанПиНа, является обязанностью арендатора.
Предприниматели – образователи ТКО могут отказаться от заключения договора с региональным оператором только в том случае, если объект размещения отходов (полигон) находится в границах земельного участка, на территории которого образуются ТКО или на смежном с ним участке.